Новости с антиборщевицкого фронта. Враг свеж и напорист, а средний возраст бойцов самообороны по-прежнему оставляет желать меньшего. Три недели прошло после публикации в газете (тираж 35 тысяч)– толку ноль. Молодой петербуржец готов «помнить и гордиться», за что дают бесплатные ленточки и медальки – но не готов освободить ни пяди родной земли (за это можно получить, из бесплатного, разве что ожог). После расклейки уличных объявлений отозвались, вроде, три или четыре бабушки. Борщевик, однако, разросся и укрепился, и для выкапывания нужны мужчины.
Опросив коллег, услышал следующие версии.
1. Люди недостаточно напуганы. В следующем номере следует описать опасность борщевика в более страшных красках.
2. В инициативной группе нет раскрученной фигуры, чьё имя служило бы приманкой и повышало бы статус мероприятий. Старожилы вспоминают массовые субботники в парке у Муринского ручья, проходившие лет 15 назад при участии популярного депутата ЗакСа. Поскольку тот депутат опять депутат, звучат предложения попытаться его вовлечь.
3. Говорят, «Муниципальная Гражданка» некогда потеряла хорошего редактора – уровень упал, и люди её просто перестали читать. Даже если где-то на 6-й полосе появится злободневный материал – до него доберутся только те, кто привык листать с конца, остальные по инерции не поверят в серьёзность этого издания. Отбросят, не углубляясь.
4. Моя версия – заметка написана в духе какого-то очень давнего времени, 80-х годов. Откуда сейчас возьмутся «добровольцы»? Кто станет звонить малознакомым людям с просьбой типа «запрягите меня, мечтаю потрудиться бесплатно; мне – мозоли, вам – пиар»? Социализм закончился. Все крутятся, все заняты. Следует не просить о помощи, а предлагать её: «Знаем, что многие жители нашего округа вкладывают личные силы и средства в благоустройство придомовых территорий и дворовых пространств. По собственной инициативе выращивают прекрасные цветы, сажают деревца, в том числе ценных пород, создают самобытные скульптурные композиции, удаляют с газонов опасные для здоровья сорняки... Бескорыстный труд наших сограждан заслуживает уважения и признания. Если в вашей парадной или в вашем дворе живёт народный умелец, чей вклад в благоустройство Гражданки, на ваш взгляд, пока недостаточно оценён – сообщите нам его имя, и как на него выйти. Можем помочь расходными материалами, инвентарём, предложить частичную компенсацию расходов на семена и луковицы, на воду для полива и другие нужды». По такому объявлению даже я бы позвонил – я заинтересован, чтоб наш двор радовал глаз, чтоб за него было не стыдно, и, главное, чтоб благоустраивали его не мигранты, бросившие родину ради денег, а творческие личности, движимые любовью к своей земле. Эти личности обыкновенно скромны и не склонны себя рекламировать. Как правило, их и в Интернете нет. Тем важнее их знать, чтить и хоть символически поддерживать.
5. Пишите, если у вас есть свой вариант ответа на «кто виноват и что делать».
Позавчера инициативная группа, возглавляемая депутатом Георгием Бурманом, осмотрела местность вокруг Пискарёвского парка. Участвовала женщина из Агрофизического института, помогавшая отличать борщевики от похожих мирных растений. Наиболее опасным рассадником была признана восточная оконечность заброшенной пейнтбольной площадки за ДСИ «Зенит»– плотные всходы борщевика там поднимались уже выше колена. Вчера мужская часть группы прибыла туда с лопатой и быстренько, за три часа, всё выкопала и вынесла. Оружие победы – неубиваемую лопату Fiskars, а также мешки,– предоставила местная активистка, которая сама не смогла подойти. Фронт и тыл сработали слаженно. Пять или шесть полиэтиленовых мешков, плотно набитых стеблями, корнями и листьями ядовитого растения отправились в мусорный контейнер. Оттуда, надеюсь,– в Ленобласть, откуда эта зараза, говорят, и поступила. Теперь надо будет присматривать за расчищенным местом, своевременно удаляя возможные новые побеги, что уже не столь сложно.
Тут следовало бы воскликнуть что-то вроде «героям слава», объявить раздачу ленточек, конкурс детского рисунка «Деды копали»... Но в целом-то дело дрянь. Войне конца не видно. Да, прорыв на Пискарёвской дуге ликвидирован, ситуация под контролем. Остаётся, однако, много мелких очагов, разбросанных по округе, плюс чрезвычайно растянутый Бутлеровский фронт, где обстановка близка к катастрофической. К началу лета неприятельский десант основательно закрепился у домов 22 (школа), 24, 26, 28, 30, 32 и севернее (вдоль строительного забора). Наши пытаются наступать с юга, от 60-й параллели (на местах боёв зияют свежие воронки – следы ударов штыковой лопаты), но, если на севере не развернётся встречное партизанское движение (хотя бы в одном из упомянутых домов), остановить цветение борщевика нам вряд ли удастся. То же самое относится к южной оконечности ул. Бутлерова. Туда мы тоже пытаемся наступать, по опыту прошлого года. На пр. Непокорённых активные люди некогда существовали, и они могли бы двигаться навстречу. Но ни у кого не сохранилось их телефонов. Пожалуй, через газету надо обращаться не ко всей Гражданке сразу, а к жителям конкретных домов на Непокорённых и Бутлерова. И не с позиции поучения – «ау, хватит спать, вставайте под наши знамёна», а с позиции равенства и братства: знаем вашу ситуацию, движемся на помощь, звоните, согласуем границу зон контроля... Даже если прочтут только председатели кооперативов – этого будет достаточно. Они и звонить-то не станут, просто пойдут и выроют, в первую же ночь.